- Притча
- жанр эпической миниатюры, имеющей форму краткого аллегорического иносказания с морализирующей, дидактической направленностью религиозно-нравственного или сугубо светского характера. Эпичность притчи состоит в том, что в ней отсутствует какая-либо точная, исторически достоверная пространственно-временная конкретика. Нередко притча имеет параболическую или даже сферическую композицию, где развертывающаяся мысль движется по закольцованной траектории. На первый взгляд может показаться, что она все дальше удаляется от исходной содержательной посылки. Но в повествовании неизбежно наступает этап, когда она возвращается в исходную точку, обогащенная приобретенным смыслом, обладающим значительной суггестивной (внушающей), назидающей силой.В притчах представлены универсальные, типичные для всех времен и народов ситуации и предлагаются столь же универсальные, абсолютно надежные модели решения затруднительных социально-нравственных и религиозно-экзистенциальных проблем. С наибольшей полнотой и силой все эти особенности данного жанра проявились в библейских и прежде всего в евангельских притчах. В четырех Евангелиях содержится более тридцати притч. С их помощью Иисус Христос доводитдотех, кто внемлет ему, сокровенные смыслы своего учения.Каждая из них - это миниатюрная новелла с ярко выраженной, эмоционально насыщенной внутренней интригой, которая в отдельных случаях развивается по законам драмы. Образность, привлечение метафор, аллегорий, гипербол и др. художественноэстетических средств придает притчам Христа особую убедительность и проникновенность. Их воздействие таково, что они как будто переносят слушателей из обыденного, привычного измерения в мир иных смыслов и высших истин. Они обнажают суть сокровенного, выявляют величие абсолютного, и все это делается в ходе изложения внешне не сложной, занимательной истории. Посредством притч Христу удается активизировать процесс восприятия того, о чем Он говорит. В отдельных случаях Он строит их так, что Ему нет нужды делать назидательный вывод: он напрашивается сам собой, слушатели с готовностью формулируют его сами, делая его тем самым сразу же своим собственным духовным достоянием.Каждую притчу можно представить как облаченную в драматическую форму, развернутую в художественном времени и пространстве, разыгранную в лицах пословицу. Те свойства, которыми обладает пословица, характерны и для притчи, поскольку оба жанра имеют одни и те же психоментальные и нравственно-этические основания. Так, характеристика пословицы, предложенная Й. Хейзингой в его «Осени средневековья», в полной мере относится и к притче:« Потребность л юбому житейскому эпизоду придавать форму нравственного образца, любое суждение облекать в форму сентенции, из-за чего оно приобретает нечто субстанциальное и неприкосновенное, короче говоря, процесс кристаллизации мысли находит свое наиболее общее и естественное выражение в пословицах. Пословицы выполняют в средневековом мышлении яркую жизненную функцию.В повседневном обиходе их сотни, и почти все они метки и содержательны. Звучащая в пословице мудрость порою проста, порою глубока и исполнена благожелательности; чаще всего пословица иронична; она добродушна и обычно довольствует малым. Она никогда не проповедует сопротивление, она всегда успокаивает. С улыбкой или снисходительным вздохом она позволяет торжествовать корыстолюбцу и оставляет безнаказанным лицемера... В пословице сгущаются в единый образ мудрость и мораль разных времен и разных сфер жизни» (Хейзинга Й. Осень средневековья. - М., 1988. - С. 256).Притчеобразная форма всегда обладала особой притягательностью для художников слова. Многие писатели Запада (Ф. Кафка, Б. Брехт, Ж.-П. Сартр, А. Камю) и России (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой и др.) использовали ее в своем творчестве.◘ Лит.: Богдашевский Д. П. Притчи Христовы. - СПб., 1902; Виноградов Н. И. Притчи Господа нашего Иисуса Христа. Вып. 1-4. -М., 1890-1891.Гладков Б. И. Притча о неверном управителе.-СПб., 1912; Гречулевич В. (епископ Виталий). Притчи Христовы. - СПб, 1902; Древнерусские притчи. - М., 1991; Транч Р. Толкование притчей Господа нашего Иисуса Христа. Пер. санг. -СПб., 1888.
Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. В. А. Бачинин. 2005.